Пенсии повышенного риска

События прошедшей семь дней показывают на то, что в Российской Федерации практически прошла новая масштабная реформа пенсионной совокупности. Во-первых, пенсионные накопления большинства трудящихся граждан в недалеком будущем смогут быть положены в высокорисковые денежные инструменты, что, по сути, лишает их накопления гарантированной доходности. Во-вторых, размер самих пенсий будет быстро повышен, причем расплачиваться за эту щедрость страны придется или предпринимателям, или сотрудникам их фирм.

Молчание ягнят

Закон, значительно расширяющий права национальной управляющей компании — ВЭБа по управлению пенсионными накоплениями "молчунов" (так именуют граждан, не передавших собственные пенсионные накопления в управление частным управляющим компаниям), взял путевку в судьбу в короткие сроки. 22 мая он был принят Государственной думой в первом чтении, 22 июня — во втором, 3 июля — в третьем, 7 июля — одобрен Советом федерации, а 20 июля — подписан президентом Медведевым.

В соответствии с новым правилам, деньги "молчунов", каковые ВЭБ до сих пор был в праве вкладывать лишь в госбумаги, сейчас смогут быть кроме этого инвестированы в значительно более рискованные активы — в частности, в облигации русских эмитентов, удовлетворяющие установленным правительством требованиям, ипотечные акции, банковские депозиты, зарубежную валюту на квитанциях в банках, акции интернациональных денежных организаций.

У граждан, действительно, имеется шанс отказаться от столь широкой инвестиционной декларации и покинуть средства в прошлом, консервативном портфеле. Но для этого им нужно прекратить быть "молчунами", в частности до 30 сентября написать соответствующее заявление в Пенсионный фонд России. Но, учитывая сжатые сроки, и опыт прошлой реформы (за 2002-2008 годы своим правом передать пенсионные накопления в управление частным УК не поленились воспользоваться только около 10% россиян), возможно ожидать, что таковых окажется мало.

Что же ожидает остальных? В первую очередь — утрата гос гарантий доходности собственных сбережений. Вправду, при инвестировании только в национальные акции все вложения, равно как и доходы по ним, гарантированы бюджетом РФ.

При инвестировании на многих вторых сегментах рынка, предусмотренных новыми правилами, таких обеспечений нет. Передача средств в управление национальной управляющей компании гарантирует, в соответствии с закону, только безубыточность вложений, но отнюдь не получение дохода.

Напомним, что само по себе расширение возможностей инвестирования пенсионных накоплений — мысль в полной мере разумная. Более рискованные вложения сулят и больший доход, сбалансированный инвестиционный портфель обязан включать диверсифицированный по рискам комплект активов. И до кризиса частные управляющие компании за счет этого вправду показывали доходность выше ВЭБа, правда и во время кризиса, в то время, когда риски реализовались, утратили больше. Помимо этого, "возможность" не свидетельствует "обязанность": никто не мешает ВЭБу в смутные времена придерживаться ультраконсервативной политики и при управлении "расширенным" портфелем.

Но последовательность подробностей заставляет усомниться, что подлинная цель принятия закона — вправду забота о доходности инвестирования пенсионных сбережений граждан, а ВЭБ вправду предпочтет консервативные направления инвестирования.

Во-первых, быстрота принятия и сам момент закона. Если бы обращение шла просто о расширении возможностей для инвестирования пенсионных накоплений, следовало бы принять подобный закон в докризисный период (о чем тогда и говорили многие специалисты). Тогда бюджет страны был профицитным, государство не нуждалось в новых заимствованиях и ВЭБу с его пенсионными деньгами вправду было тесно на рынке государственного долга — инвестируя в него, он, по сути, снижал доходность собственных же вложений. на данный момент обстановка другая.

Бюджет дефицитен, причем недостаток велик. Это машинально свидетельствует новые госзаимствования, так что ВЭБ без помех имел возможность бы размещать средства на рынке госбумаг, причем с значительно более высокой, чем раньше, доходностью.

Во-вторых, небольшой срок, покинутый гражданам на то, дабы избежать попадания в более рискованную категорию инвесторов. К чему такая спешка? Создается чувство, что власти пробуют обеспечить возможность инвестирования как возможно большей суммы средств как раз в новые категории активов, причем как возможно стремительнее.

Логично высказать предположение, что средства Пенсионного фонда будут в спешном порядке кинуты на то, на что у страны не достаточно денег, или на то, на что тратить бюджетные деньги не совсем комфортно либо кроме того нереально по закону о бюджете. А именно на экстренную помощь конкретных фирм (потому, что нет ничего, что мешает ВЭБу выкупить эмиссию облигаций "нужной" компании), и на поддержку финансовой системы методом размещения средств на депозитах (по окончании чего осчастливленные банки смогут разрешить войти эти деньги опять-таки на кредитование конкретных фирм). И в случае если часть аналогичных инвестиций окажется не совсем успешной, утраты гражданам никто компенсировать не будет.

Золотой телец

Денег же у страны вправду делается меньше, причем не в последнюю очередь по причине того, что власти решили порадовать пенсионеров. Действительно, не будущих, а нынешних.

17 июля Государственной дума приняла закон, предусматривающий значительное увеличение пенсий уже с 2010 года. В соответствии с ему, будет произведена валоризация, другими словами перерасчет пенсионных прав, купленных до 1 января 2002 года. Предусматривается повышение расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц на 10% и сверх того на 1% за ежегодно неспециализированного трудового стажа, купленного до 1 января 1991 года.

Вводится понятие "минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан" — с 1 января 2010 года размер пенсии с учетом вторых мер социальной помощи пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ. Имеется и другие новации.

Помимо этого, в замыслах правительства — повышение базисной части пенсии с 1 декабря 2009 года (на 31,4%) и индексация страховой части с 1 августа 2009 года (на 7,5%). В сумме же, как заявил в этот вторник Путин, реализация всех этих мер приведет к тому, что в 2010 году пенсии возрастут на 45,9%. Наряду с этим, как дал обещание премьер, "средняя трудовая пенсия по старости превысит размер 8 тыс. руб.".

По оценкам специалистов, валоризация обойдется бюджету в 2010 году в 500 млрд руб., всего же на нейтрализация недостачи бюджета Пенсионного фонда потребуется 1,1 трлн руб. Финансировать эти обязательства придется за счет средств суверенных фондов — фонда резервного фонда и национального благосостояния, суммарный размер которых на данный момент образовывает порядка 5,3 трлн руб.

Но ясно, что резервные фонды не вечны и, в случае если быстро не изменится конъюнктура рынка нефти либо русский экономика неожиданно не "выпрыгнет" из кризиса, они истощатся достаточно скоро — практически через год-второй. Так как кроме пенсионных целей они расходуются на решение и иных задач — к примеру, в эту среду Владимир Владимирович Путин подписал распоряжение правительства о выделении в июле-сентябре 2009 года 1,36 трлн руб. из резервного фонда на нейтрализация недостачи бюджета страны. Отказаться же от взятых на себя обещаний перед пенсионерами влияниям будет очень непросто.

Выход останется лишь один — повышать налоги. Само собой разумеется, формально это будут налоги на бизнес. Но потому, что отчисления в пенсионный фонд формируются за счет налогообложения фонда зарплаты , во многих случаях, думается, это неизбежно приведет к падению заработных платов — легко из-за опасности утраты в другом случае рентабельности бизнеса.

Коммерсант "Деньги"

Увлекательные записи

  • Лучший момент для инвестирования — это кризис.
  • куда инвестировать на 2-3 года?
  • Россияне деятельно гасят ипотеку материнским капиталом
  • В регионах "урезают" пенсии

Мы подобрали для вас релевантные статьи:

Investinfra: модели инвестирования пенсионных накоплений


Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.